Наши корни – это наша древняя история

О необходимости национального единства, как основной формулы успешного исторического развития независимого армянского государства и государственности, говорится много. Почему же День национальной идентичности, которому давно уже следовало бы не только обрести государственный статус, но и возглавить список национальных праздников, никак не пробьет себе достойного места? Ведь один такой инициированный государством праздник «корней» способен сыграть куда более сильную сплачивающую роль, нежели любые призывы к единению или интеллектуальные рассуждения, пусть даже очень умные…

«Я АБСОЛЮТНО СОГЛАСЕН С ТЕМ, ЧТО 4500-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ НААПЕТА АЙКА НАД БЕЛОМ мы должны справлять именно на государственном уровне, – считает директор Института истории НАН РА Ашот Мелконян. – Азербайджанцы позволяют себе писать и городить полную чушь, извращая историю в собственных интересах, а мы не желаем озвучить и представить миру то, что имеем, предпочитая умалчивать о своих корнях. Почему? Да потому что боимся ярлыка «националистов»…

Между тем если в советское время сражение между Айком и Белом на берегу озера Ван, датируемое 2492 годом до н.э., было принято считать мифом, то последние открытия наших археологов, историков, лингвистов доказывают иное. Уже нет никаких сомнений в том, что еще примерно 3000 лет назад до н.э. (то есть около 5000 лет назад) на территории Армянского нагорья была создана цивилизация, которая могла функционировать только в условиях наличия государственности. «Сегодня речь идет не о мифе, а об исторической правде», – утверждает А.Мелконян. Конечно, несмотря на использование Мовсесом Хоренаци исторических источников, битва и победа Айка над Белом не лишена мифологических элементов, но в целом ее историчность доказана. И для нас крайне важно на официальном уровне определить точку отсчета армянской государственности – ведь общеизвестно, что крепость дерева определяется в первую очередь крепостью его корней.

«Наши корни – это наша древняя история, и мы не должны скрывать ее из страха прослыть националистами, – продолжает директор Института истории. – Что касается Навасарда, справляемого 11 августа, то логично, что стартовой точкой нового года наши предки считали именно кульминацию сбора урожая. То есть в начале года ты собираешь урожай, который будешь использовать в течение года. Более того, я убежден, что мы, опять же на государственном уровне, должны вернуть народу армянские языческие праздники – ведь они часть истории и национальной идентичности. В своих основах христианская вера имеет много языческих элементов – Хоренаци тоже об этом пишет. Так зачем же нам отказываться от них?»

Другой вопрос, который на первый взгляд может показаться нелепым, даже абсурдным: почему до сих пор нигде четко не зафиксировано, что именно означает слово «Армения»?

«Я ЗАДАЛСЯ ЭТИМ ВОПРОСОМ В СВОЕЙ КНИГЕ, ПОСВЯЩЕННОЙ ГОРЕ АРАРАТ, – отвечает А. Мелконян. – Дело в том, что на индоевропейских языках «мен» означает «человек», а Армения – страна людей арийского происхождения. Фактически весь мир называет нас арменами, то есть арийцами, но поскольку «ариец» – слово, вызывающее ассоциации с нацизмом, то говорить об этом негоже. В XIX веке у антропологов в ходу было понятие «арменоидного происхождения» как человеческого типа с определенными характерными чертами (круглая голова, большие глаза и т.д.). Слово «арменоид» обозначает не только национальную принадлежность, но и человеческий тип, схожий с армянским. Впоследствии это понятие было заменено на «малоазийский человеческий тип» – ничего не говорящее в этническом плане определение…»

Глобализм диктует свои правила – сегодня нет ничего хуже, чем прослыть националистами. Река должна влиться в море и забыть о своих истоках – такой подход навязывает нам Запад. Под другой грантов не дают. Сегодня приветствуется понятие «общечеловеческое достояние», а не «национальное достояние» – можно подумать, одно исключает другое…

«Находят, к примеру, на территории Армении самую древнюю обувь, признают, что она действительно самая древняя, но упаси боже даже намекнуть, что она армянская, – утверждает А.Мелконян. – Это «общечеловеческое достояние, найденное на территории Армении». Если же какой-нибудь ученый заикнется о национальной принадлежности находки, то грантов ему больше не видать. Я создал для AGBU электронный учебник по истории армянского народа, которым заинтересовались французские коллеги. При этом было отмечено, что, несмотря на очевидные достоинства учебника, автор ко многим вопросам подходит с позиции национализма. Я их спросил, в чем это проявляется. Выяснилось, что негоже писать «враг начал наступление на Зейтун», надо писать «противник…». Нельзя писать, что турки были врагами – один народ не может быть врагом другому. Что касается Геноцида армян, то, повествуя о злодеяниях турецкого правительства, оказывается, следовало в первую очередь написать о тех турках, которые спасали армян, а потом уже о тех, кто учинил резню. Я, конечно, отказался пойти на поставленные условия и изменить текст, а французы отказались купить электронную программу… Подобное происходит постоянно, и в условиях глобализации все труднее сохранить свои корни. Это в очередной раз доказывает, что такой праздник, как День национальной идентичности, нужен нам как воздух…»

Зара ГЕВОРКЯН

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: