Мистификация истории или «азербайджанская крестовокупольная церковь» — часть 3

Далее Салимова считает, что научный мир совершил еще более важную оплошность. Цитата: “20 Он (Х. Фаэнзен ) считает, что в Византии “рассматриваемый нами тип церкви с крестообразным основанием и центральным куполом фактически был воспринят именно в его кавказской структуре”21 Фаэнзен, говоря о архитектуре Армении (Багаван и Мрен ) и Грузии (Атенский Сион, Цроми), тоже обходит стороной архитектуру Кавказской Албании, хотя мы можем говорить о том, что именно в Албании была разработана центричная четырехстопная архитектура”. И, конечно, эту оплошность госпожа Салимова исправляет, “приватизировав” тем самым и все четырехстолпные центрические формы античного и раннесредневекового Востока. Правда автор случайно забыла указать даты перечисленных выше памятников – мавзолей в Пипанах и часовня у селения Кабиздара, церковь из комплекса “Пир-Джеваншир”, церковь Ортазейзит (Шекинский р-н), притвор-часовня епископа Григора, дворцовый зал и соборная церковь Арзу-хатун из Хотаванкского монастыря. Раз автор утверждает, что эти указанные постройки “подготовили более сложный композиционный замысел”,значит надо предположить, что это памятники раннехристианские – IV-VIIвв., т.е. периода, когда сформировались канонические формы Восточных церквей. Но церковь Ортазейзит (Шекинский р-н) датируется XI-XII вв., согласно строительной надписи четырехпилонный притвор-часовня Хотаванского монастыря датируется 1224г., дворцовый зал – 1211г., a соборная церковь Арзу-хатун – 1214г. А это совсем не раннее средневековье. Разница между периодом IV – VII вв. и XIII в. громадна. Но со следующего предложения автор вновь начал проставлять даты. Но эти даты прошли цензуру азербайджанского “ученого совета”. Мы просто уточним, что Мамрухский храм датируется в научной литературе не III-IV вв., а XII – XIV вв. (Маилов С.А. Армянские церкви Азербайджана// Арх. наследство. 1985. N 33. С.143). Купольный тетраконх с обходной галереей, построенный князем Джеваншир (638-670) у села Лякит по подобию Звартноца, не может быть датированным Vв., а именно VII в., т.к. имеет привязку к конкретным историческим событиям и именам.
В статье сделана робкая попытка показать или доказать, что одна из страниц мировой архитектуры – монументальное средневековое зодчество Армении – полностью сформирована народностями, когда-то проживающими на территориях Кавказской Албании. И что эти народности дружно создали строго стилизованную художественную систему с территориальной зоной влияния, распространив при этом каноническую храмовую архитектуру на все области исторической Армении.
И парадоксально то, что нам приходится сравнивать архитектуру армянских церквей, расположенных в границах бывшей Советской Армении, с армянскими церквями, расположенными вне их. А вне – это большие территории. Ведь современная Республика Армения – это то, что осталось от турецко-большевистской реальности. Но это не значит, что с уменьшением территории переименовывается и вся ее культура. Каноническая храмовая архитектура утверждалась Армянской Апостольской Церковью и строилась не только в метрополии, но и в окраинных провинциях и конкретно в области Арцах в том числе.
За счет автономий и произвольного распределения территорий в чреве СССР родились мелкие империи-республики. После распада Совдепа начался процесс территориальных и исторических, разборок. В политической сфере конца прошлого века в массовом порядке появилось необходимое для решения таких специфических проблем ремесло – фальсификация истории. Это ремесло решает многосторонние задачи, но в основном применяется “обделенными” древней историей народами. Способ стандартный: возвеличивания себя посредством мифического героического прошлого и присвоения (постепенного, но с нарастающей динамикой) культурного и интеллектуального наследия с целью привязки той или иной народности к конкретной территории, на которой сформирована культура другого этноса – хозяина. В статье Салимовой А.Т. проявилась эта “нарастающая динамика”. За последние несколько лет наши оппоненты начали присваивать комплектующие элементы армянской культуры уже пакетом. Сегодня это монументальная архитектура средневековья. На очереди, по некоторым признакам (речь идет о выявлении “ученными” арменизированных и григоризированных турках использующих армянский алфавит), средневековая литература. Также пакетом. Интересно как будет решаться вопрос с духовным средневековым песнопением?
Что касается второй части статьи Салимовой, которая начинается с 25-го пункта, то здесь теория архитектуры пестрит выражениями типа: ”с точки зрения мифопоэтического сознания; роль в формировании сыграли тотемические представления; сознание которое изобрело бы более умозрительную концепцию образа мира; символика дуновения ветра как “духовной стихии”; из атмана возникло пространство, из пространства – ветер, из ветра огонь; внутреннем родстве между античной греческой, азербайджанской и азиатскими культурами; нет ничего удивительного, если многие памятники Кавказской Албании трактуются как “мандала” – один из символов буддийской мифологии и т.д”. Этот пересказ занимает большую часть статьи и представляет собой совершенно бессмысленный набор эзотерических тезисов Запада и Востока. Ясно, что формообразование в сакральной архитектуре основано на духовной концепции, но не в такой же трактовке. Это же на уровне бреда, что вполне понятно, ведь выдержанно в стиле автора “митраистического тумана” и азербайджанских “хачдашев”- Ахундова Д.А.
Мы затронули некоторые несоответствия в статье. За последние годы эта одна из “наиболее научных статьей азербайджанских ученных” из области теории архитектуры. Но возникает вопрос: с какой целью написана ни о чем не говорящая статья. В чем смысл пустословия, отнимающего наше время и заставляющего отвечать на бессмыслицу бессмыслицей, сравнивать и сопоставлять памятники различных архитектурных школ исторической Армении друг с другом. Уверяю вас, этот процесс не приведет к выявлению «азербайджанской крестовокупольной церкви».

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: