Мистификация истории или «азербайджанская крестовокупольная церковь» — часть 2

Памятники христианской культуры, а это в основном армянские, в советском Азербайджане не восстанавливались. Притом что реставрационные работы велись в республике и довольно активно начиная с 50-х годов и восстанавливались только памятники ислама (Институт архитектуры и искусства АН Азер. ССР. Вопросы реставрации памятников зодчества Азербайджана. – Баку: Изд-во АН Азер.ССР, 1960. – 279с.). Сохранность христианских памятников Азербайджана – обязанность государства, и ни в какие ворота не лезет варварство, учиненное азербайджанскими крестьянами в Нахичеванской автономии по отношению к армянским памятникам Древней Джуги в 2001г. Это, по всей видимости, проявление “генетической памяти” к предкам-христианам.

По поводу “авторства” христианских памятников, попавших на территорию Советского Азербайджана, существует много научных исследований, которые, как уже принято, противоречат и историческим данным, и академическим источникам. Архитектура Азербайджана и азербайджанская архитектура – это разные понятия. В первом случае речь идет об архитектурных памятниках, созданных в течение тысячелетий многими народами, а во втором – история архитектурно-строительного процесса за годы большевиков.
По этому поводу наше внимание привлекла статья канд. арх. Салимовой А.Т. “Четырехстолпие памятников Кавказской Албании. Автор сделала попытку преподнести на научном уровне особенности храмового зодчества албанских народностей. Насколько же на конкретном примере удалось азербайджанскому ученному остаться в рамках научных исследований, а не превратить теорию архитектуры в прикладную составляющую политики?
По структуре статья делится на две части. В первой части перечислены основные христоматийные исследования, определяющие пути формообразования четырехстолпной конструкции в раннехристианской архитектуре. Упомянуты как эволюционные теории, так и теории формирования типа на основе комбинаторики объемных структур. Далее исследования ученного касаются проблем формирования канонических купольных систем средневековья, генетических форм, географического места и народа-творца создавшего эти архитектурные шедевры. Приводим фрагмент статьи, в котором говорится, что “11 На территории Кавказской Албании обнаружены храмы двух вышеназванных типов (“свободного” и “вписанного” креста ), ричем можно проследить их самостоятельную эволюцию – мавзолей в Пипанах и часовня у селения Кабиздара (Закатальский р-н), церковь из комплекса “Пир-Джеваншир” Кедабекского района, церковь Ортазейзит (Шекинский р-н), притвор-часовня епископа Григора, дворцовый зал и соборная церковь Арзу-хатун из Хотаванкского монастыря. Архитектура храмов “свободного” и “вписанного” креста подготовила более сложный композиционный замысел. Также следует отметить, что византийская базилика не знала четырехстолпной несущей системы – отдельные приземистые пилоны появились на рубеже V и VI вв. в Сирии – Калб Лузе.12 Но, несмотря на это, многие исследователи считают, “что развитие крестово-купольной системы считается важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества”.13 Многочисленные попытки вывести храмы типа “вписанного креста” из византийской архитектуры опровергает хронологический анализ – на византийской почве он возникает во второй половине VI в. (преторий ал-Мундира в Русафе), в VI-VII вв. сооружены церковь в ал-Андерине (Сирия) и др.14 Причем, ранние византийские примеры “слишком разрознены во времени и пространстве для того., чтобы их можно было связать в целостный эволюционный рад.15 В то время как, в архитектуре Кавказской Албании можно проследить эволюционную линию развития, как тетраконхового, так и крестово-купольного типа. И если в архитектуре Мамрухского храма Ш-ГУ вв. уже четко акцентируется четырехстолбчатое подкупольное пространство, в архитектуре Лекитского (Ув.) внутреннее пространство имеет крестообразное решение, а в VI-VII вв. в архитектуре храма из монастыря “Едди Килься” мы имеем албанский образец крестово-купольнои церкви, подготовленный предшествующей архитектурой храмов “вписанного” и “свободного” креста”
В приведенной выше цитате перечислены следующие архитектурные типы: “свободный” и “вписанный” крест, купольная базилика, тетраконховые композиции, крестовокупольная церковь, церковь в Ляките (тип-трехярусная ротонда с обходной галереей), и, по утверждению автора, можно проследить их эволюционное развитие. Из чего можно сделать вывод о том, что оказывается купольное зодчество христианства сформировалось в Кавказской Албании, населенной разными народностями, и по четко очерченной границе Советского Азербайджана. Более того, не только средневекового, но местами и позднеантичного, если речь идет о тетраконховых типах. Но основная тема статьи – это четырехстолпие. По этому поводу на арену выходит классическая ситуация с вопросами генезиса и формирования крестовокупольной церкви. Канона Православия и основного достижения византийских зодчих. Госпожа Салимова, приводя в качестве примера крестовокупольной церкви Vl-VIIвв. монастырь “ Едди Килиса”, ставит под сомнение тот факт ”что развитие крестово-купольной системы считается важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества”. Здесь мы хотим отметить, что это верный вывод. Но в копилку “азербайджанской” архитектуры он ничего не добавит.
Основываясь на фактических данных, хотим лишь напомнить , что развитие крестовокупольной церкви, конечно, есть важнейший вклад Византии в историю мирового зодчества, но крестовокупольная система была разработана не в Империи. Крестовокупольная система как устойчивая конструктивно-пространственная структура была разработана в Армении, причем как минимум на три столетия раньше. До применения с IXв. крестовокупольного типа в Византии, в Армении уже V- VIIвв. были построены крестовокупольные церкви в Текоре, Эчмиадзине (кафедральный собор и церковь св. Гаяне ), Одзуне, Багаране, Мрене, Багаване и Кумайри. Этот факт в науке не обсуждается, только у Якобсона А.Л. (Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры – Л: Наука 1983 с.83) были следующие сомнения по поводу Текорского храма: “Архитектура Армении V-VIIвв. действительна была передовой для своего времени, но предположение об изначальной крестово-купольной системе Текорского храма пока еще не доказана”. Хотим напомнить, что пятью строчками выше приведен список, в котором, кроме Текорского храма, указаны еще семь крестовокупольных церквей. Крестовокупольная ячейка – это производная от конструкции взаимоперпендикулярных сводов и применялась в архитектуре Армении, как в зальных, так и базиликальных формах. Конструкция же взаимоперпендикулярных сводов применялась в монументальной архитектуре Армении ранее IVв.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: