Змей – тотем армян

“Кого пестрая змея укусила,


Тот и пестрой веревки боится»


(арм.нар.пословица)



В шумерах Haya, считался Богом мудрости в облике Змеи, и вот что, в связи с этим интересно…. Когда бедуины говорят “Haya”- они имеют ввиду змею. Интересно, знают ли современные бедуины, что Hay, значит армянин?

Конечно же нет, но древние их предки это прекрасно знали. Тогда, они боялись и ненавидели армян, гораздо больше, чем сегодня змей. Ненавидят и боятся же змей, бедуины так сильно, что Церер писал : «Бедуины ненавидят змей так, как никаких других животных. Они боятся их и всегда убивают с громким криком – haya, haya!!!. Религиозный ужас?» Змей ненавидели и боялись не только бедуины …

Самым-самым что ни на есть дурным предзнаменованием считали появление змеи иранские зороастрийцы, а хетты ненавидели змей считая их символом смерти подкравшейся к их дому…. Еще больше ненавидели змей иудеи.. Армяне, тоже не особо почитают змей, но это только современные армяне… Не зная, что творят! Даже Раффи писал- “Из истории нам известно, что при Тигране Ервандиде змея и дракон значились на армянском флаге”, оправдываясь он пояснял – “возможно в память той победы, что Тигран одержал над драконом”.(Собрание сочинений. том IX. стр.100 на арм.языке.Ереван-1958). Однако значилась змея на армянском флаге совсем не потому, что предпологал Раффи и даже совсем наоборот..Впрочем, подавляющее большинство из нас, как и Раффи, не готовы признать, что когда-либо Змея могла быть объектом поклонения или тотемом наших предков. В наше сознание и даже подсознание издавна вторглась и укоренилась библейская фраза- ” Змей был хитрее всех зверей полевых…”, а ведь хитрость и коварство, как известно близнецы-братья. И ведь именно из за змеи Адам и Ева, а вместе с ними и все человечество были изгнаны из рая. Добавим к этому наше субъективное восприятие природы, обусловленное беспрерывным цивилизационным процессом уводящим нас все дальше и дальше от природы и вот наши суждения о змеях складываются не только из библейской притчи о хитрой и коварной змее, но и из страшных рассказов тех кого когда-то ужалила змея (или о тех кто погиб от укуса змеи).

Одно подтверждая другое создает сугубо обывательское, но стойкое и неоспоримое мнение – Змея, это Зло.Кто-то еще вспомнит, что в Тибете “зеленой змеей” называют ненависть, что в Китае змея числилась в пятерке самых вредных животных. Если в Тибете, в Китае и Индии, да и во большинстве других азиатских стран, отношение к змеям двойственно (например в Индии Будда изображается сидящим под укрытием, символизирующей защиту, кобры с семью капюшонами , а в китайской мифологии мы обнаруживаем змееподобных богов-прародителей.), то на Ближнем Востоке и в Средиземноморье прослеживается совсем иная картина… Регион как-бы разделен на тех кто однозначно ненавидит змей и тех, кто их почитает.. В хеттской легенде “Миф о повержении дракона” Бог Тешуб бьется с ужасным богом Янка (Янка переводится как Змея) за главенство на земле. Тешуб обращается за помощью к другим богам, но на его сторону становится лишь одна богиня, которая напоив Янка помогает Тешубу расправиться с ним… Однако наиболее радикальное, в отрицательном плане, отношение к змеям прослеживается именно в иудейских традициях.. Это очень важно заметить, поскольку нельзя не понимать и забывать, что в основе множества христианских традиций лежат именно иудейские, а традиции, собственно говоря, имеют формирующее влияние на наши взгляды относительно многих вещей и явлений… В древне-еврейской мифологии фигурирует Змей Rahav, которого называли также Небесным Царем Египта и который поддерживая египтян в их конфликте с евреями, умолял Бога не губить армию фараона. Естесственно, что для него, все заканчивается плачевно – восстав против Господа, Змей был утоплен, поэтому также естесственно, что плачевна и судьба библейского змея, ибо это один и тот же Змей – враг евреев и следуя той же логике враг всего человечества, который, по правилам жанра, должен быть наказан и проклят.

Именно отсюда исходит, ставшая христианской, традиция, представляющая змею врагом человечества и даже идентифицирующая змею с сатаной (Откровение 12:9). И все же, любая легенда, любой миф, таят в себе отголоски давно минувших исторических событий.. Важно понять, что именно в этих произведениях действительно можно считать исторической действительностью, а что нет… Однозначно можно утверждать одно – Все подобные мифы, в частности о Змее, восходят к эпохе, когда тот или иной представитель фауны , и даже флоры, являлся не просто и не только философским символом, как это мы видим в Египте, а конкретным тотемом и следовательно отличительным признаком (гербом) того или иного, совершенно конкретного, племени. Джек Тресиддер, в своей книге “Словарь символов”, пишет буквально следующее: “Змея- наиболее существенный и сложный из всех символов, воплощенных в животных, возможно, самый древний из них…. Змея была в первую очередь магическим символом сил пордивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-Создателя..”.

Елена Блаватская писала – “Змей всегда был символом Адепта и его бессмертных сил и божественных знаний….. Змея носитель знаний и мудрости”.

“Змий соединялся с Богом Мудрости с самых ранних времен, о которых мы только имеем исторические данные”- писал С.Уэк .

Тогда ставится вопрос:- Каким же образом, столь древний и положительный символ, приобрел столь незавидный имидж ?

Ответ достаточно прост: – Когда мы говорим о племени, тотемом которого была змея, то следует догадаться, что должно быть в истории человечества существовал период, когда это племя, порождая к себе естесственную ненависть подчиненных племен, доминировало на всем Ближнем Востоке и Средиземноморье. Всегда или почти всегда, то что любимо и почитаемо вашим врагом и тираном, становится ненавистно вам и потому для подчиненных племен Змея стала символом Зла, Смерти, Тьмы и через это посредничество ненависть к Змее проникла в христианский мир, где одним из лучших гербов стал считаться герб с изображением героя убивающего змею. Что же это за племя? Все вышесказанное, позволяет нам сузить поисковое пространство.. Если змею ненавидели хетты, иудеи и персы, то это племя, скорее всего распологалось, во первых, по соседству с ними, во вторых, между ними. Следовательно на Армянском нагорье и в Междуречье…

Таким образом у нас есть косвенное доказательство того, что логическая цепь : Шумеры- Змея – Бог Энки – Бог hАйа – hay(самоназвание армян) – Аратта – Арарат – Армения, имеет право на существование. Однако, как известно, всякое косвенное доказательство, перестает быть косвенным тогда, когда подобных косвенных доказательств одного и того же явления оказывается больше одного. В связи сэтим необходимо вспомнить еще несколько косвенных доказательств:1) уже приведенную мной цитату из Раффи о том, что на флаге Тиграна Ервандида значились змея и дракон, 2) армяне словом «капа» обозначали не только змеиную кожу, но и собственную одежду, 3) армяне особо почитали ужа (лорту) называя его армянином, то есть – hay.

Совсем недавно, мой друг и прекрасный переводчик Ирина Карамян (переводы У.Сароян.К.Зарян и т.д), подарила мне переведенную ей книгу А.Варпетяна «Кто же такие, наконец, Арийцы», где между прочим, Варпетян указывает на то, что – «Относительно змеи немало сведений и в армянской этнографии. Манук Абегян уделил этой теме целую главу в своем исследовании», далее Варпетян пишет : «По его мнению, у древних армян почитание змеи подтверждается множеством фактов. Здесь мы ограничимся лишь несколькими. По преданию, каждый дом имеет свою невидимую хранительницу. Змея – это счастье дома, поэтому и высекалась на дверях домов, на колоннах и мебели. Сознавая ее могущество и в вопросах плодородия, женщины носили украшения в виде змеи. Культом змеи объясняются такие географические названия, как Одзун (одз – по-армянски змея), Одзаберд, Одзи гет, Одзи кахак и др. Вот свидетельство армянского историка 5 в. Езника Кохбаци из его книги «Опровержение ересей»: «И те, которых называли владыками диких, принимали то облик человека, то облик змеи; тем самым сатане удалось ввести в мир почитание змеи…» Фанатичный христианин, Кохбаци с возмущением говорит об устойчиво бытовавшем среди армян веровании, согласно которому души предков могут жить в теле змеи и охранять их край. И тем не менее это верование продержалось у армян до 19 века. По М.Абегяну, оно обязано своим происхождением тому, что когда-то змеи воспринимались как предки.» (А.Варпетяна «Кто же такие, наконец, Арийцы». Ереван 2008 на рус.яз)

                                                                                                                                                                                                                 А.Ревазян

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: