ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРМЯНСКОГО ДВОРЯНСТВА

История армянского дворянства такая же древняя, как и история
армянского народа в целом. Корни ее уходят в древнейшую родо-
племенную формацию, когда протоармянские племена, отделившиеся от
древнеарийской1 общности, выделяли из своей среды
предводителей-вождей для управления своим обществом, защиты своей
территории и огранизации походов на врагов. Такими предводителями-
вождями обычно становились лучшие представители родов и племен,
отличавшиеся силой, мудростью, храбростью и прославившиеся
особыми подвигами. Так, постепенно сложился высший класс
армянского общества – азаты, также именуемые азнуаканами или
азнавурами.
В переводе с современного армянского, слово “азат” дословно
означает “свободный”, однако термин по всей видимости имеет более
древнее значение и, вероятно, восходит к арийскому yazata,
“божественные”, “имеющие божественное происхождение”, “достойные
поклонения”2 . Многие, если не большинство
древнеармянских аристократических кланов, возводили свое
происхождение либо к божествам древнеармянской веры, либо к
героям-патриархам армянского народа. Например, княжеские роды
Ваевуни и Мехнуни вели свое происхождение соответственно от
Ваагна и Михра, божеств огня, войны и небесного света,
справедливости3 . Род Арцруни считал своим предком
Санасара, сына эпического Мгера из Сасна Црер, то есть того же
древнеармянского божества Михра4 . Целая плеяда
аристократических родов Армении считала своим общим прямым
первопредком Айка Наапета, патриарха-родоначальника армянского
народа, эпитетом которого был “дюцазн”, то есть “происходящий из
дицов”, “отпрыск божеств”. Согласно традиции, от праотца Айка и
его потомков произошли княжеские роды Хорхоруни, Бзнуни,
Мандакуни, Манавазян, Ангехеа (Ангех тун), Варажнуни, Апахуни,
Арран тун и другие5 .
В разное время историки упоминают различное количество армянских
аристократических родов. Иногда речь идет о девяноста родах,
иногда их число доходит до трехсот. Разумеется, со временем число
собственно аристократических фамилий менялось, так как
аристократическое сословие само по себе является динамичной
прослойкой общества.
В историческом контексте, армянская аристократия как особый
социальный институт появилась уже ко времени государства Аратта и
Ванского царства6 (Арарат, Урарту). Роды Рштуни,
Мокац, Арцруни и некоторые другие произошли от племенных вождей
или фамилий еще в араратское (урартское) время либо раньше.
Другие роды, скажем, Мамиконян, Аравелян, были возведены в
дворянское сословие специальными указами армянских царей за
определенные заслуги перед двором или перед Арменией. Хотя в
большинстве своем армянская аристократия состояла из собственно
армянских фамилий, однако исторические хроники свидетельствуют и
о значительном иноземном вливании в дворянское сословие. В
подавляющем большинстве иноземные роды имели арийское
(индоевропейское) происхождение; это были в основном иранцы,
аланы, греки и римляне. Особо значителен был иранский
аристократический элемент; многие армянские дворянские фамилии
либо были связаны с аристократическими родами Ирана, либо вовсе
имели иранское (персидское, парфянское, мидийское и т.п.)
происхождение7 . К последним принадлежали знаменитые
роды Аршакуни, Арташесиан, Пахлавуни и некоторые другие.
Примерами родов, имевших неармянское, но арийское происхождение
являются Аравелян (аланы) и Ропсян (римляне).
Любопытна сама история появления рода Аравелян в Армении.
Исторические хроники8 повествуют, что когда до царя
Арташеса I Великого Объединителя дошла весть о скоплении аланских
войск у северной границы Армении на реке Кура, царь поспешил со
своей армией на север, отражать возможное вторжение. Армянская и
аланская армии стояли друг против друга на противоположных
берегах Куры, готовясь к предстоящей битве. Но тут происходит
нечто необычное: во время одной из прогулок по берегу реки, царь
Арташес видит на противоположном берегу аланскую принцессу
Сатеник (в аланском произношении – Шатана) и влюбляется в нее.
Арташес посылает вестников в аланский лагерь просить руки
Сатеник. Получив отказ от аланского правителя, Арташес решается
на отчаянный шаг: он садится на своего вороного коня, пересекает
реку, похищает аланскую принцессу и возвращается в свой стан.
Примечательно, что для похищения прекрасной аланской принцессы
царь Арташес использует не обычный аркан, а, как сказано у
Хоренаци, “златоколечный”. Эта красивая история так и
неначавшейся войны и неожиданной любви завершается заключением
вечного мира между двумя народами, гарантом которого становится
династический брак между Арташесом и Сатеник. Последняя не только
становится царицей Армении, но и получает право привести с собой
в Армению некоторых своих родственников, которые в соответствии
со своим высоким происхождением получают княжеское достоинство от
армянского царя и становятся родоначальниками нахарарского дома
Аравелян.
Неарийский (неиндоевропейский) элемент никогда не был значителен
в армянской дворянской среде и чаще всего имеет позднее
происхождение. Например, Мамиконяны ведут свое происхождение от
китайца Мамгуна9 , который за свои услуги получил
дворянский титул от одного из армянских царей. Некоторые
христианские историки имеют тенденцию возводить часть армянских
аристократических родов к ассирийским или библейским корням.
Например, Мовсес Хоренаци в своей “Истории Армении” возводит
родословную своего мецената, князя Багратуни, к некоему Шмбату
Багарату, якобы вавилонскому плененнику, выкупленному армянским
царем Рачья и возведенному в княжеское достоинство царем
Валаршаком I. Однако данные историографии указывают на
существование рода Багратуни с древнейших времен, и речь идет
именно о коренных жителях Армении10 . Лингвистический
анализ также подтверждает, что имя Багарат скорее всего имеет
арийское происхождение: от bhag = бог и arat = обильный, дословно
“богообильный”11 . Любопытно, что и сам князь
Багратуни отверг версию Хоренаци.

ИНСТИТУТЫ И СОСТАВ АРМЯНСКОГО ДВОРЯНСТВА

Армянская аристократия всегда была важной составной частью
армянского общества. Среди прочего об этом свидетельствует и
смысловая эволюция термина “нахарар” (naharar). Первоначально
этот термин использовался для обозначения наследственных
правителей области, но именно в значении “правитель”,
“областеначальник”. Тот же титул мог означать также и особо
почетную службу (нахарарство) при царском дворе. Примерами
подобных наследственных служб-нахарарств были аспетутюн
(венцевозложение, традиционно принадлежавшее роду Багратуни),
спарапетутюн (верховное командование армянской армией,
традиционно принадлежавшее роду Мамиконян), азарапетутюн
(финансовая и налоговая службы двора, прерогатива родов Гнуни и
Аматуни), и малхазутюн (царская охрана, прерогатива рода
Хорхоруни). Однако в ходе наследственного закрепления гаваров или
определенных придворных служб за тем или иным дворянским родом,
термин “нахарар” изменил свое первоначальное значение и стал
обозначать “аристократа”, “дворянина”. Соответственно и
аристократические роды стали именоваться “нахарарскими родами”
или “нахарарствами”12 . Наряду с данной версией
существует и другая версия интерпретации термина naharar,
основанная на “nah” и “arar”, т.е. “первосозданные”,
“первородные”.
Смысловая эволюция термина “нахарар” происходила параллельно с
наследственным закреплением за родами гаваров Великой Армении.
Например, гавар Великий Албак традиционно был наследственной
вотчиной нахарарского рода Арцруни, гавар Тарон – вотчиной рода
Слкуни, гавар Рштуник – соответственно, вотчиной рода Рштуни и
т.д. Наряду с этим появляется традиционная родовая символика,
которая в большинстве своем уходит корнями в древнейшие родо-
племенные верования и тотемы армянских кланов. Хотя данные по
армянской геральдике весьма скудны, но достоверно известно, что
наиболее распространенными символами были орел, лев и горный
баран. Так, на гербе династии Арташесиан были изображены орлы и
символ солнца. Символом нахараров Багратуни был орел, держащий в
когтях овцу. Династический герб киликийского королевского дома
Лусинянов (Лузиньянов) отражал западноевропейское геральдическое
влияние и состоял из красных львов и крестов на желто-синем фоне
щита.
Нахарарские фамилии древней Армении записывались в так
называемые “Гахнамаки” и “Зоранамаки” – официальные грамоты,
которые перечисляли роды в зависимости от критериев почета и
значимости. Разница между “Гахнамаком” и “Зоранамаком” состояла в
критериях, по которым устанавливалась степень почетности того или
иного рода. “Зоранамак” основывался на сугубо военной мощи того
или иного рода – количестве конных и пеших войск, ответственности
по защите северных, восточных, южных или западных рубежей
Армении, а также количестве воинской силы, которую предоставлял
определенный род в распоряжение царя Великой Армении в случае
военных действий. В отличие от “Зоранамака”, “Гахнамак”
составлялся на основе политико-экономический значимости родов:
обширности их владений, богатстве, связях и влянии на царский
двор и т.п.
С “Гахнамаками” и “Зоранамаками” связаны два других понятия
армянской аристократии – “бардз” (bardz) и “патив” (patiw).
“Бардз” дословно означает “подушка”; это место, которое занимал
предводитель рода за царским столом, будь то во время совета или
во время празднеств. Во время застолий родоначальники восседали
на специальных подушках – отсюда и название. “Бардзы” (места за
столом, но фактически и соответствующее положение знати при
царском дворе) распределялись в зависимости от “патива”, то есть
“достоинства”, “чести”, “почета” рода. Последнее, видимо, и
закреплялось в “Гахнамаках” и “Зоранамаках”.
Сословие азатов-нахараров имело внутрисословное деление. Во
главе дворянской пирамиды стоял царь – арка (arqa). Само слово
arqa происходит от общеарийского корня, сохранившегося в аналогах
правителей в других индоевропейских языках: arxatos (греческ.),
raja (индоарийск.), regnum (regia) (латинск.), roi (французск.).
Сыновья царя, то есть принцы, назывались сепухами (sepuh).
Особую роль занимал старший наследный принц, который именовался
аваг сепухом (awag sepuh). В случае кончины царя и при отсутствии
каких-либо особых оговорок касательно престолонаследия, именно
аваг сепух автоматически наследовал престол отца.
Вторым по значимости после царя были бдешхи. Бдешх (bdeshx) –
это правитель большой приграничной области Великой Армении.
Бдешхи, по сути, были полновластными правителями приграничных
областей, вице-королями (-царями), и по своим привилегиям лишь
незначительно уступали царю страны. Они имели свой двор, армию,
взымали налоги и пошлины и даже имели право чеканить монету.
На третьей ступени аристократического сословия после царя и
бдешхов были собственно князья. Князь (ishxan) имел свою вотчину
(hayreniq) и резиденцию (dastakert) 13 . Во главе
княжеского рода (клана) стоял танутер (tanuter). Само слово “род”
или “клан” передавались разными, но близкими по значению словами
– tohm и tun. Соответственно, танутер означало “глава клана”,
“глава рода”, “родовладыка”.
Во главе всего аристократического сословия стоял великий князь –
metz ishxan или ishxanac ishxan14 , также называемый в
некоторых источниках мецамец (metzametz). Он считался
предводителем дворянства и имел особые привилегии и обязанности.
Например, в случае кончины царя и отсутствии наследников-сепухов,
великий князь должен был временно выполнять обязанности царя пока
не решатся вопросы престолонаследия. Однако в действительности
вопросы престолонаследия решались заранее или же посредством
междоусобных войн.
Таким образом, пирамида дворянского сословия Великой Армении
выглядела следующим образом:

Arqa
Bdeshx
Ishxan

Этот состав, однако, отражает традицию именно Великой Армении и
то в ранний период ее истории. Разумеется, что со временем
структура дворянства менялась, отражая особенности той или иной
армянской территории, исторического этапа в развитии или
специфику социальных отношений. Например, в средневековье в
Киликийском Армянском Королевстве15 названия и состав
дворянства претерпели некоторые изменения.

Великая Армения Киликийская Армения
Arqa Thagawor или Inqnakal16
Bdeshx Bdeshx
Ishxanac Ishxan (или Metz Ishxan) Paronac Paron (или Metz
Paron)
Ishxan Paron

В Киликийской Армении появились также перенятые из Европы
тонкости деления дворянского сословия, такие как “парон” (барон),
“тэр” или “синьор” (сеньор), “бердатер” (владыки крепостей) и
т.п. 17 . В Киликии также появились рыцари, которые
тоже причислялись к дворянскому сословию. Сами рыцари – dziawor и
hetzelwor – чаще всего, хотя и не всегда, происходили из паронов.
Изменились также некоторые внешние атрибуты, скажем, если в
Великой Армении при обращении к дворянину было принято
использовать слова “тиар” (tiar) или “тэр” (ter), то в
Киликийской Армении наряду с этими, обращались также словом
“парон” (отсюда и современное армянское “господин”).
В позднесредневековой Армении и в новое время в различных
провинциях-наангах страны использовались различные деления и
титулы для дворянского сословия. Скажем, в Арцахе периода Хамсы
(“Пятикняжества”) титулу “ишхана” соответствовал
“мелик”18 . Ниже меликов (хотя иногда и попеременно с
ним) использовался титул юзбаши (буквально, “сотник”). А с
вхождением восточной Армении (Карабаха, Эриваньской и Карсской
областей) в состав Российской Империи среди армянского дворянства
распространяются титулы, обычаи и социальные институты
российского дворянского сословия

Leave a comment